А. Трусова призналась, что ей порой хочется вернуться к соревнованиям

У всех бывает минута слабостей, и Трусова – не исключение. Александра отметила, что неоднократно пересматривала прокат 2022 года. Она тщательно анализировала всё: то, что сделала так, как нужно, или по-другому. Периодически хочется вернуться. Стоит отметить, что с ноября именно того года она не принимала участие в соревнованиях. На данный момент сейчас больше катает по разным ледовым шоу и постановкам. Ближе всего к соревнованиям она подходила в текущем сезоне, когда приняла участие в контрольных прокатах. Однако, на тот момент выступление самой Трусовой не показались оптимальным вариантом, в первую очередь, из-за достаточно специфической формы.

После контрольных прокатов спортсменка сообщила, что она возьмёт паузу для размышлений, но в итоге решила пропустить ближайшие соревнования. Сама Трусова отметила, что прокат на Олимпийских играх, на её взгляд, был довольно хорошим. Она его несколько раз пересматривала. На её взгляд, она не сможет быть кем-то, кроме как спортсменки, для неё это больше, чем соревнования – это часть жизни.

Трусова вспоминает собственное состояние сразу после проката. Когда она узнала, что у неё будет только серебро, девушка признаётся, что бывает на тот момент в жутком раздрае. Ей было всё равно, как она выглядит со стороны, кто на неё смотрит, что её поведение могло оказаться безобразным. Однако сама по себе Трусова отметила, что всё это было результатом очень сильных эмоций, того, насколько глубоко она во всё вложилась. Для неё, помимо золота, медали как бы не существует, она может быть только первой.

Но в итоге, за всё время выступления на взрослых, на её счету – бронзовая медаль на чемпионате мира, серебро и бронза на чемпионате Европы и серебро на Олимпиаде. И золото чемпионата России, которое Трусовой досталась в результате дисквалификации. Однако к последней медали спортсменка относится довольно скептически, считает, что награду нужно завоёвывать не в результате чьей-то дисквалификации, а потому что ты в любом случае сильнее. Трусова как была максималисткой, так ею и осталась. Хотя другой её сложно представить. Возможно, только так можно прыгнуть 5 квадов в женском одиночном фигурном катании.

Чем запомнился прокат?

Произвольная программа Александры Трусовой на Олимпийских играх 2022 года стала для многих настоящим откровением. По сути, это был вызов всем законам женского фигурного катания. Сам по себе прокат запомнился невероятным техническим набором, но и той бескомпромиссностью, с которой Трусова боролась за каждую секунду программы, за каждый прыжок. Уникальность выступления кроется сразу в нескольких аспектах.

Прежде всего, это пятерной каскад четверных прыжков, который навсегда вошёл в историю фигурного катания. Александра стала первой женщиной, которая исполнила пять различных четверных прыжков в одной программе на Олимпийских играх. Нужно отметить, что на прокат подобного контента способны далеко не все мужчины. Причём она смогла выехать все четверные прыжки без падений и степаутов, с нужной скоростью и амплитудой. Яркая демонстрация технической мощи и таланта фигуристки.

При этом Трусова смогла вписать их в программу. Сама произвольная была посвящена Круэлле и тому, как именно она бросала вызов обществу. Неудивительно, что Александра увидела в этом шанс продемонстрировать себя. Проведение параллелей оказалось очевидным.

Что ещё надо было принять во внимание?

Не все мужчины

Уникальность программы не ограничивалась строго техническими аспектами. Трусова сумела совместить сложнейший набор прыжков с хореографией, которая подчёркивала силу и характер. В отличие от многих фигуристок, которые делают акцент на плавности движений и изяществе, Александра выбрала путь ярости и страсти. Её движения были резкими, энергичными, почти агрессивными, что создавало контраст с традиционным образом фигуристки. Зрители чувствовали эту внутреннюю борьбу, видели, как она буквально сражается за каждый элемент программы.

Страстное исполнение и отличный замысел

Нельзя не упомянуть и музыкальное сопровождение программы. Александра выбрала трек, который идеально соответствовал общему внутреннему настроению – эпичный, драматичный и захватывающий. Музыка словно подчёркивала каждый прыжок, движение. В итоге прокат стал напоминать эпичное театральное выступление. Собственно, именно так и должна выглядеть хорошая произвольная.

Сможет ли кто-то повторить?

Многие говорят о том, что больше такого проката на Олимпиадах у девушек может не быть. Вполне вероятно, что никогда. У Трусовой был просто невероятный уровень физической подготовки. Прыгать пять четверных за одну программу – колоссальная нагрузка на организм. Каждый подобный элемент требует идеального сочетания силы, скорости и координации. Даже для самых талантливых спортсменов это невероятное испытание, требующее месяцев, если не лет тренировок. Александра продемонстрировала, что тело и дух готовы к таким вызовам. Причём она справлялась с нагрузкой в год, когда получила сильную травму ноги, боролась с последствиями перелома.

Всё или ничего

Трусова на момент выполнения произвольной была уверена, что если она справится с прокатом и сделает 5 квадов, то сможет получить золото Олимпиады. Поэтому для фигуристки ставки оказались максимально высокими. Цена каждой ошибки была на пределе, буквально всё или ничего. Это можно было заметить по реакции спортсменки на серебро.

Сегодня повторить сложнейшую произвольную программу кажется почти невозможным. Это требует не только технической подготовки, уникальных физических данных, но ещё и сочетания характера, силы воли и желания преодолеть границы возможного. Александра Трусова сделала то, что многим казалось недостижимым, и, возможно, этим задала планку, которую ещё долго никто не сможет превзойти.

Сама по себе задача выглядела безумной

Именно эта фигуристка запустила среди зимних видов спорта революцию квадов. Буквально за несколько лет до шедеврального проката даже один квад от Элизабет Турсынбаевой стал настоящей сенсацией. Никто не верил в то, что фигуристки вообще способны на исполнение таких прыжков. Что же касается пяти квадов, то Трусова поставила очень высокую планку. Она буквально поменяла подход к этому виду спорта. Благодаря ей многие перестали воспринимать женское фигурное катание как «облегчённое». Она также сделала многое для того, чтобы доказать: девушки тоже на многое способны. Поэтому в происходящем – не место токсичным гендерным стереотипам.

Александра Трусова стала той фигуристкой, которая изменила само восприятие женского одиночного катания. Она перевернула представления о том, каким может быть этот вид спорта. Яркие, пронзительные выступления, наполненные невероятной технической сложностью, стали символом новой эпохи. Теперь в данном виде спорта атлетизм и сила идут рука об руку с искусством и эмоциональной составляющей. Неслучайно мир начал говорить о Трусовой как о настоящем феномене, буквально меняющем правила игры.

До Трусовой женское одиночное катание строилось вокруг традиционных канонов – изящества, грации, музыкальности и умеренной технической сложности. Даже тройные прыжки считались верхом мастерства, а акцент делался на выразительности и хореографии. Однако появление Трусовой на мировой арене кардинально изменило эту картину. Её исполнение четверных прыжков, ранее доступных только мужчинам, стало вызовом как её конкуренткам, так и судейской системе. Ведь последняя долгое время сопротивлялась переосмыслению критериев оценки женских программ.

Только выше и выше

Первые годы карьеры ознаменовались тем, что Трусова постоянно поднимала планку. Она первой исполнила четверной тулуп, сальхов и лутц на соревнованиях среди женщин. Причём с последним справлялась на очень высоком уровне. Это настоящий вызов устоявшимся представлениям о физических возможностях женского организма. Выполняемые прыжки отличались высотой, амплитудой и абсолютной точностью. Эти элементы стали не просто частью программы, а её главным инструментом для завоевания медалей и покорения публики.

Но на этом Александра не остановилась. Она доказала, что сложнейшая техника может сочетаться с эмоциональностью и артистизмом. Да, её программы часто называли «прыжковыми, однако в них всегда читался характер самой Трусовой. Отточенные движения были энергичными, целеустремлёнными, порой даже дерзкими. Всё это ломало стереотип о том, что фигуристка должна быть исключительно нежной и утончённой. В этом был её уникальный почерк – сочетание бунтарства и техники, силы и артистизма.

Революционным стал и подход к построению программы. Если раньше фигуристки старались сохранять силы, распределяя сложные элементы по всему прокату, то Трусова показала, что способна выдать максимальную сложность с самого начала до конца. В итоге программы стали насыщенными, зрелищными и, главное, непредсказуемыми. Завидная уверенность в собственных физических возможностях и желание рисковать вдохновили многих молодых спортсменок, которые начали включать четверные прыжки в выполняемые программы.

Ещё одной важной частью революции стало изменение самой философии спорта. Трусова дала понять, что медали – это не только результат таланта, но и огромной работы, постоянного преодоления себя. Её максимализм и отказ принимать второе место как удовлетворительный результат стали примером для целого поколения. Для неё «быть второй» означало проиграть, и этот принцип она пронесла через всю карьеру.

Наследие Трусовой уже сейчас можно увидеть на юниорском уровне. Молодые фигуристки всё чаще стремятся к освоению четверных прыжков, понимая, что без них конкурировать на высшем уровне становится невозможно. Но главное, что принесла Трусова в спорт – дух перемен. Она показала, что границы существуют только в сознании, а каждый новый вызов – реальный шанс переписать историю.